Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков

Развитие подростков

Критический переходный период

По определению ВОЗ, подростковый возраст является периодом роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Это один из критических переходных периодов жизненного цикла, для которого характерны бурные темпы роста и изменений, которые уступают лишь темпам роста и изменений, происходящих в грудном возрасте. Многие аспекты такого роста и развития управляются биологическими процессами, а достижение полового созревания знаменует переход из детства в подростковый возраст. Биологические детерминанты подросткового возраста носят, как правило, всеобщий характер, однако продолжительность и характерные особенности этого периода могут варьироваться в зависимости от времени, культуры и социально-экономических ситуаций. За последнее столетие этот период претерпел многочисленные изменения, которые касаются более раннего наступления половой зрелости, более позднего возраста вступления в брак, урбанизации, глобальной коммуникации и изменения сексуальных отношений и форм поведения.

Ключевые аспекты развития

Подростковый возраст — это период подготовки к зрелости, для которого характерен ряд ключевых аспектов развития. Помимо физического и полового развития эти аспекты включают продвижение к социальной и экономической самостоятельности, а также развитие личности, приобретение навыков, необходимых для установления отношений и выполнения ролей в зрелом возрасте, и формирование способности к абстрактному мышлению. Подростковый возраст — это время бурного роста и огромного потенциала, но, при этом, и время значительных рисков, когда мощное влияние оказывает социальный контекст.

Склонение к формам поведения высокого риска

Многие подростки испытывают давление, под воздействием которого начинают употреблять алкоголь, сигареты или другие наркотические средства и вступают в сексуальные отношения в раннем возрасте, подвергая себя риску получения преднамеренных и непреднамеренных травм, наступления нежелательной беременности и приобретения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), включая вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Многие подростки сталкиваются также с широким рядом проблем в области адаптации и психического здоровья. Складывающиеся во время этого процесса модели поведения, такие как употребление или неупотребление наркотиков, сексуальное рискованное поведение или защита от таких рисков, могут иметь долговременные позитивные и негативные последствия для здоровья и благополучия в будущем. В результате, во время этого процесса взрослые люди имеют уникальные возможности для оказания влияния на молодых людей.

Подростки отличаются как от детей раннего возраста, так и от взрослых людей. Точнее говоря, подростки не способны полностью понимать сложные понятия или связи между поведением и его последствиями или то, в какой мере они контролируют или могут контролировать процесс принятия решений в отношении здоровья, включая решения, касающиеся сексуального поведения. Такая неспособность может сделать их особенно уязвимыми перед угрозой сексуальной эксплуатации или поведения высокого риска. Воздействие законов, обычаев и практики на подростков может также отличаться от их воздействия на взрослых. Так, например, законы и политика часто ограничивают доступ подростков к информации и услугам в области защиты репродуктивного здоровья, особенно если они не состоят в браке. Кроме того, даже при наличии таких услуг отношение поставщиков медицинских услуг к подросткам, имеющим сексуальные отношения, часто представляет собой значительную преграду на пути использования таких услуг.

Семья и местное сообщество обеспечивают основную поддержку

С помощью своих семей, местных сообществ, школ, служб здравоохранения и на своем месте учебы или работы подростки приобретают многочисленные важные навыки, которые помогают им справиться с испытываемым давлением и осуществить успешный переход из детства во взрослую жизнь. Родители, члены сообщества, поставщики услуг и социальные институты несут ответственность как за содействие в развитии и адаптации подростков, так и за эффективное вмешательство в случае возникновения проблем.

Отправить эту страницу